ПО «Стрела» – 90 лет!


Проходная ПО «Стрела»

В 2018 году одному из старейших предприятий региона – производственному объединению «Стрела» исполнилось 90 лет. Давайте откроем славные страницы легендарного предприятия!

Как рождался завод

История объединения берет свое начало в Ленинграде. В 1925 году на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа была создана ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. Спустя три года, 1 июня 1928 года, РАМ-3 преобразовали в авиаремонтный завод № 47. Именно эта дата стала днем рождения завода № 47 – предшественника Оренбургского машиностроительного завода, впоследствии ставшего АО «ПО «Стрела».

В 30-е годы ХХ века налаживалось тесное сотрудничество с КБ главного конструктора Александра Сергеевича Яковлева. Его самолеты АИР-6, УТ-1, УТ-2 на несколько лет стали для завода основной продукцией. Только в течение 1938-1939 гг. на предприятии изготовили более 500 учебно-тренировочных самолетов УТ-2. На них получили боевую подготовку тысячи летчиков, многие из которых стали героями Великой Отечественной войны. Александр Сергеевич неоднократно посещал завод и всячески способствовал становлению на нем серийного производства.

Сороковые, роковые

В первые месяцы войны, в связи с угрозой блокады Ленинграда, началась срочная эвакуация завода № 47 в город Чкалов, ныне Оренбург. В составе шести эшелонов в глубокий тыл переправили оборудование, материалы, заделы деталей, а также 3608 работников завода вместе с семьями. Первый эшелон ушел из Ленинграда 31 июля 1941 года, а уже 25 октября 1941 года, несмотря на неимоверные трудности, трудясь в первые дни под открытым небом, заводчане начинают производить продукцию для фронта. Эта дата отныне стала днем рождения завода № 47 на оренбургской земле.

Самолет Ут-1

В те дни газета «Чкаловская Коммуна» писала:

«Надо было воспитать в себе величайшее презрение к трудностям, умение преодолеть их – и это одной из первых сделала токарь-стахановка Елена Петровна Кукушкина. В цехе, в котором еще не было крыши, установили ее станок. Моросил дождь. Холодный ветер пронизывал тело, но проворные руки работницы неизменно снимали со станка одну за другой готовые детали».

Всего в годы Великой Отечественной войны было выпущено 1595 единиц авиационной техники. В их числе учебно-тренировочные самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители Як-1, ближние бомбардировщики Як-6 конструктора Александра Яковлева и Ще-2 конструктора Алексея Щербакова. Ежедневно из ворот завода выходило по одному летательному аппарату.

Практически каждый сотый самолет, изготовленный в период Великой Отечественной войны, был с маркой завода № 47. Его работники сражались на всех фронтах. 614 человек ушли на фронт, 99 из них не вернулись домой. За героизм, проявленный в боевых действиях, 255 заводчан получили различные боевые награды, а двое – Николай Андреевич Рощин и Михаил Николаевич Серогодский — были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Самолет Ще-2

В послевоенные годы на предприятии выпускались спортивные планеры Ан-1, Ан-2 КБ Олега Антонова, Як-14 КБ Александра Яковлева, десантные планеры Ц-25 конструктора Павла Цыбина, ночные бомбардировщики По-2 КБ Николая Поликарпова. Был налажен выпуск штурмовиков-бомбардировщиков Ил-10М КБ Сергея Ильюшина. В первой половине 1950-х годов завод освоил серийное производство вертолетов Ми-1, которых было изготовлено 600 штук, и беспилотных самолетов-снарядов КСС конструкции Александра Березняка.

В эти годы интенсивно велось жилищное строительство. Введены в эксплуатацию дома по ул. Челябинской (ныне проспект Победы), санаторий-профилакторий «Чайка», корпуса медсанчасти, широкоэкранный кинотеатр «Сокол», строится заводской стадион «Прогресс». Было завершено строительство пионерского лагеря «Искра» и школы № 47.

Переориентация на ракеты

15 октября 1961 года завод № 47 получил новое название — Оренбургский машиностроительный завод. К концу 1950-х годов он сформировался как современное предприятие, располагающее крупными производственными мощностями, новейшим оборудованием, передовыми технологиями и профессиональными кадрами. Эти достижения стали базой для переориентации с авиационного на ракетный профиль производства.

В течение 1950-1980 годов завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования.

«БраМос» авиационный

В 1959 году боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из войсковых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения. Со временем на смену этим изделиям пришли ракеты нового поколения — еще более совершенные, обладающие повышенными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями 8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У, агрегатно-приборные блоки для 15А30 и другие.

Для ВМФ завод выпускал противокорабельные ракеты морского базирования «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит». Сегодня ими вооружены атомный крейсер «Петр Великий», авианосец «Адмирал Кузнецов» и другие надводные корабли и подводные лодки.

Особая гордость – беспилотники

Важное место в истории предприятия занимает выпуск беспилотных самолетов-мишеней Ла-17. Их производство продолжалось 30 лет, с 1962 по 1992 год.

В 1968-1969 годах завод участвовал в работах по изготовлению технически сложных изделий – блоков автоматических станций, спроектированных в КБ им. Лавочкина под руководством главного конструктора Георгия Бабакина и предназначенных для изучения Луны, Марса, Венеры. В 1980-х годах в программе «Энергия Буран» изготавливал сухие клепаные отсеки и трубопроводы.

Высшие госнаграды

За успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники завод удостоен высших наград страны: ордена Трудового Красного Знамени (1961 год), ордена Ленина (1971 год), ордена Октябрьской Революции (1984 год).

Новая жизнь

7 апреля 1986 года Оренбургский машиностроительный завод преобразован в Производственное объединение «Стрела», в состав которого вошли пять специализированных производств. В конце 1980-х годов ПО «Стрела» наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей.

1990-е болезненно отразились на деятельности объединения, как и большинства предприятий страны. В 1994 году Постановлением Правительства РФ государственный оборонный заказ был полностью снят. Потребовалось много усилий, чтобы сохранить костяк коллектива, выжить в тяжелой экономической обстановке. По заказам иностранных фирм выпускались ретрокопии самолетов-истребителей Як-3, Як-9В, японского истребителя «Зеро». Были налажены связи с Министерством путей сообщения, компанией «Газпром» и другими организациями. Выпускалось оборудование для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей. Был налажен выпуск самолета-мишени «Дань» разработки КБ «Сокол» (Казань), предназначенного для боевой подготовки войск ПВО. В середине 1990-х годов на объединении освоено производство многофункциональных вертолетов легкого класса Ка-226.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации, посетил ПО «Стрела»

Начиная с 1999 года ПО «Стрела» по договорам, заключенным с ОАО «ВПК «НПО машиностроения», участвует в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве по теме «БраМос» – совместном производстве сверхзвуковых крылатых ракет.

В 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.08.04 № 1124-р ФГУП «Производственное объединение «Стрела» преобразовано в ОАО «Производственное объединение «Стрела».

В 2012 году в соответствии с Указом Президента и распоряжением Правительства РФ объединение в составе «ВПК «НПО машиностроения» вошло в структуру «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», что привело к значительному увеличению загрузки производственных мощностей, расширению номенклатуры выпускаемых изделий и агрегатов. В это же время были подписаны контракты с предприятиями корпорации: ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, ГНПП «Регион», Смоленским авиационным заводом, головным предприятием — Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

Наши дни

Основным направлением деятельности в настоящее время являются работы по договорам с АО «ВПК «НПО машиностроения». Прежде всего, это продукция, изготовленная в рамках Гособоронзаказа.

Предприятие по-прежнему участвует в росийско-индийском военно-техническом сотрудничестве по теме «БраМос». Изделия морского и наземного базирования взяты на вооружение военно-морских и сухопутных войск Республики Индия. Подписан контракт и началась его реализация на поставку авиационного варианта ракеты. Число стран, желающих приобрести изделия подобного класса, постоянно растет.

Грамота правительства

В целях диверсификации производства объединение сотрудничает с ведущими авиационными и ракетно-космическими предприятиями страны:

– АО «РСК «МиГ» (блоки решеток для воздухозаборника на самолет МиГ-29);

– ПАО «НПК «Иркут» (изготовление пилонов, подвесных топливных баков и контейнеров РЭП на самолет Як-130);

– Филиал ПАО Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» (узлы и детали самолетов Су-34, Т-50);

– Филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (узлы и детали самолетов Су-35, Sukhoi Superjet 100);

– Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» (балочный держатель БДЗ на Су-34).

Курс на импортозамещение!

Одной из актуальных задач, стоящих перед объединением, вот уже несколько лет является импортозамещение. На предприятии освоено производство и серийный выпуск балочных держателей, предназначенных для подвески вооружения на самолеты Су-30, Су-34, Су-35, Т-50, а также входящих в состав балочных держателей универсальных замков, используемых на самолетах МиГ-29.

В последние годы на объединении активно ведется техническое перевооружение производства, внедрение новых технологий и уникального оборудования. Сегодня на ПО «Стрела» работают более 500 станков (532 единицы) с числовым программным управлением, 95 из них – обрабатывающие центры. Это один из крупнейших станочных парков в отрасли.

Загрузка производственных мощностей и солидный портфель заказов позволяют решать целый ряд социальных вопросов. Неуклонно растут доходы заводчан.

Большой объем работ проводится по реконструкции и благоустройству территории, ремонту производственных и бытовых помещений.

Два года назад на объединении был запущен уникальный проект – возведение двух 17-этажных домов для сотрудников. В июне 2017 года сдан в эксплуатацию один из домов. В январе 2018 года завершено строительство второго дома. Все желающие работники объединения смогли приобрести квартиры по себестоимости.

Успешно решая производственные и социальные вопросы, коллектив ПО «Стрела» не останавливается на достигнутом. Впереди у объединения напряженная работа, большие планы. Коллектив предприятия имеет опыт, профессионализм, славные трудовые традиции для успешного решения новых задач.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о