Путешествие с Настей: как оренбурженка создает картины из пластилина?


Настины картины излучают свет, как и она сама. Фото автора

Если вам хочется окунуться в поток солнечного света, загляните на выставку «Путешествие в сказку», открывшуюся в Оренбургском областном театре кукол. В экспозиции представлено полтора десятка работ к сказке Петра Ершова «Конек-горбунок», выполненных в технике объемной пластилиновой живописи. Автор этих необычных картин – профессиональный дизайнер-иллюстратор Анастасия Дубчинская.

За ее плечами учеба на кафедре дизайна Оренбургского государственного университета, работа в издательстве «Димур», где она иллюстрировала книги оренбургских авторов – Ивана Юлаева «Природой сотворенный храм», Сергея Жданова «Записки фотоохотника. Звери», Яны Юрьевой «Кукушечка». Она автор альбома в формате 3D «Сергей Аксаков. 220 лет» и подарочного комплекта, в который вошли его книги «Записки об уженье рыбы» и «Аленький цветочек». Диапазон ее творчества достаточно широк. В каждом издании разная техника – акварель, карандаш, гуашь, темпера, английская тушь, перо. Была и пластилиновая живопись. Собственно, с нее и началась ее трудовая деятельность в «Димуре».

— Моим дипломным проектом были пластилиновые иллюстрации к сказке Аксакова «Аленький цветочек». Оттуда, прямо с дипломной защиты, меня и забрали в издательство «Димур», — рассказывает Анастасия.

Я леплю из пластилина…

А вообще пластилиновая эпопея началась с того, что еще в студенчестве стала делать маленькие открытки для друзей и родителей с пластилиновыми объектами. Потом формат стал побольше. И к защите диплома появилась идея проиллюстрировать в пластилине сказку знаменитого земляка, которому должно было исполниться 220 лет со дня рождения. Книга с её иллюстрациями вышла, когда начала трудиться в «Димуре».

Потом Анастасия ушла в декретный отпуск, родила дочку. И тогда же начала работать над иллюстрациями к «Коньку-горбунку». В перерывах между готовкой, стиркой, глажкой, уходом за ребенком сидела и лепила. За пять лет было создано 15 картин. В планах еще три.

Работа над картинами из пластилина – дело трудоемкое, кропотливое, небыстрое. На каждую требуется с десяток, а то и больше упаковок материала. Настя смешивает их, как краски в тюбике. В этом ей охотно помогает дочка, которой нравится создавать розовые и сиреневые цвета. Это ее любимая палитра. Цвета Анастасия потом подмешивает в закаты и восходы на своих картинах. Получается очень живописно. А картина «Жар-птица», с которой вообще начался этот цикл, и вовсе переливается на солнце.

— Я подмешивала серебряный пластилин, – открывает авторский секрет художница. – Если помните сказку, Жар-птица прилетает ночью. А ночь – это волшебство, значит, от картины должен исходить свет.

Шуруп спасёт мир!

Когда Настя первый раз выставила свои работы пять лет назад, здесь же, в театре кукол, представив зрителям иллюстрации к «Аленькому цветочку», первое, что спрашивали: сколько времени потратила? Откуда у тебя столько терпения? И в самом деле, нынешняя молодежь не обладает усидчивостью. Но когда занимаешься любимым делом, время летит незаметно. На некоторые картины у неё уходит пара месяцев. Другие создаются быстрее. Растения лепить легче. А лошадей и людей – гораздо труднее. Бывает, что и переделывает работы.

— Поставлю картину к стеночке и думаю: ну все, надо идти в мастерскую, оформлять ее в багет. Но чувствую, что-то мне в ней не нравится. Походишь вокруг да около, оторвешь кусок барельефа и переделаешь. Например, не нравились мне зубы у кита. Слишком белые, будто только от стоматолога приплыл. Вынула челюсть и переделала. И другие работы переделывала. Благо, пластилин это позволяет, – смеется Настя.

Однажды ей позвонили из багетной мастерской, где оформляли картину в рамку: «Настя, у нас тут беда случилась – у твоей птички крыло отваливается». «Прижмите посильнее». «Нет, мы боимся прикасаться. Прибегай». Прибежала. Видит, и в самом деле пластилин отходит от картона. И на глазах у изумленного мастера зафиксировала крыло шурупом.

— А вы не замечали, что в моих картинах сзади много шурупов? – спросила она, смеясь. — Чтобы объёмные массы не отваливались в вертикальном положении, я их прикручиваю шурупами. Так что шуруп спасёт мир!

И лошади лицо, и морда человека

Как истинный художник Настя не ищет легких путей. Если серия иллюстраций к «Аленькому цветочку» была декоративной, то в работе над «Коньком-горбунком» она усложнила себе задачу, решив добавить больше мелких деталей и живописности.

Сама поставила такую планку. И достигла желаемого результата, превзойдя себя вчерашнюю. И очень этим гордится. Ведь «Конек-горбунок» – их с дочкой любимая сказка. А выставка проводится в преддверии 185-летия с момента издания книги Петра Ершова.

Однако пластилин пластилином, но лично мне очень нравится, как Настя работает и в других техниках. Она замечательно рисует и людей, и зверей, и рыб, и птиц. Всё это можно увидеть в книгах, которые она оформляла.

За легкостью и изяществом ее рисунков – большой труд. Особенно непросто было работать над книгой «Записки об ужении рыбы».

— Я первый раз столкнулась с таким количеством рыб, – вспоминает Настя. – Надо было нарисовать их тушью и пером. А это не карандаш, которым легко можно передать полутени, тут наложение тона идёт штрихами. Пришлось учиться этой технике. И нарисовать так, чтобы каждая рыба была похожа на себя. Благо, рабочие в печатном цеху увлекались рыбалкой. Я подходила и спрашивала: «Эта рыба похожа?» – «Нет, здесь наврала, здесь наврала». «Да я же в интернете посмотрела». «Значит, тебе наврали. Здесь надо вот так и вот так». Шла и перерисовала. Именно поэтому было интересно. У меня была задача не ударить в грязь лицом, это же сувенирная книга.

После того как выставка закроется, Настя хотела бы свозить ее в Новотроицк, где живет бабушка. Чтобы она порадовалась за внучку. Чтобы как можно больше народа увидело картины. В Оренбурге ее часто приглашают в библиотеки на встречи с детьми.

– Мы говорим с ребятами не столько об иллюстрациях, сколько о труде и терпении, – рассказывает Настя. – Дети с удовольствием общаются. Начинают хвастаться, кто что умеет лепить. Один – машину, другой — динозавра. Глаза горят. Мне это больше всего нравится, когда мои картины вызывают огонёк в глазах у детей.

Но самая большая мечта – чтобы книга с ее иллюстрациями к любимой сказке вышла в свет.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о