Роли и песни Андрея Гордеева


Андрей Гордеев, фото из личного архива героя публикации

На бенефисе артиста Оренбургского театра кукол, состоявшемся в минувшую субботу, звучало много музыки. Да он и сам едва ли не больше пел, чем говорил. Андрей – поющий актёр. Больше того, свой творческий путь он начинал в театре музыкальной комедии. И вообще с младых ногтей мечтал стать певцом.

— Моя бабушка работала в магазине фасовщицей. Когда они в субботу закрывали магазин, чтобы посчитать выручку, то откупоривали бутылочку горячительного и просили меня спеть. Начиналось с хита «Всё могут короли», заканчивалось песней «Дурманом сладким веяло», под которую тётки плакали. Мне было лет семь-восемь, и я не мог понять, что ж такого в этой песне, что они рыдают-то? Репертуар у меня был обширный. Я слушал много пластинок и пытался подражать популярным исполнителям. Любимыми были первый выпуск «Бременских музыкантов» и песни из мультфильма «В порту». В общем, я всегда был в музыке. И хотел стать певцом, который снимается в кино и играет в театре. Мне казалось, что это дополнительная нагрузка у всех, кто поёт. Но в итоге поступил на драматическое отделение в Новосибирское театральное училище. После армии перешёл на кукольное. И не пожалел. На кукольном я учился всему тому же и чуть больше — кукловождению и изготовлению кукол. Артист-кукольник должен знать, как устроена кукла. С чего начинают обучение в мединституте? Со скелета. Так и у нас. Отсюда приходит понимание пластики. Да и если кукла сломается, мы сможем её сами починить.

Андрей Гордеев – артист-праздник

— Ты родился в Карагандинской области, учился в Новосибирске, а как оказался в Оренбурге?

— Педагог нашего училища Сергей Владимирович Александровский, ставивший в Оренбурге спектакль «Мадонна с улицы Роз» по бессмертному произведению «Развод по-итальянски», спросил – не хотел бы я работать в театре музыкальной комедии. Я подумал: почему нет? Это был первый спектакль, который я сыграл в Оренбурге – с Зинаидой Ступак и Анной Леоновой в роли Филумены Мартурано. Вспоминаю его с теплотой. Первая роль — как первая любовь.

Настоящий кукловод рождается с куклой в руках

—  Артисты – народ кочевой: то из Керчи в Вологду, то из Вологды в Керчь. Но нынче всё чаще — в Москву…

— Вот-вот, у меня всё время спрашивают, почему в Москву не поехал. Да там полно таких, как я! Ну, уехали многие оренбургские артисты в столицу. Чему завидовать? Тому, что они время от времени снимаются в эпизоде или рекламе? Я тут, извините, в пьесах Пушкина и Шекспира играю. Хотя по молодости, наверное, мог бы уехать. Но времена были тяжёлые, по полгода зарплату не давали. Чтобы погасить долги по квартплате, я ремонт в подъезде делал. Нечем было платить. Меня до сих пор оторопь берёт, когда вспоминаю, как дети в магазине плакали: просили родителей купить конфету, а у них не было денег. В общем, не поехал я в ту Москву. Потом жизнь начала налаживаться. Появилась стабильность. Я работал в «Пьеро». Мне очень нравился этот театр. Мне там дали квартиру. Тогда ещё давали. Потом я пришёл в областной театр кукол, из которого как раз уехала целая группа актёров. И на меня навалилось столько работы! Потом в театр пришёл режиссёр Вадим Смирнов, который определил мою нишу – характерного, комедийного актёра. А поскольку мне стало не хватать лирики и романтики, начал участвовать в «Прологе» – конкурсе самостоятельных творческих работ, стал ездить на Всероссийский конкурс актёрской песни им. Клавдии Шульженко. Стал добавлять в свою жизнь то, чего недополучал в профессии.

Сцена из спектакля «Баллады Кларидского замка»

— Не подсчитывал, сколько ролей в твоём послужном списке?

— Это невозможно. В каждом спектакле мы играем по несколько ролей – основную и на подхвате от шести и более. Я даже количество спектаклей не пытаюсь сосчитать. Боюсь ошибиться, что-то забыть. И не пытайся задать мне вопрос про любимую роль, который так любят задавать журналисты. Никогда не скажу. Как Филумена Мартурано не хотела отвечать на вопрос Сориано, какой из трёх сыновей его. Ведь если я какую-то роль не назову в числе любимых, то зритель может и не пойти на этот спектакль.

— Хорошо, зайдём с другого конца. Какая роль далась тебе труднее всего?

—  Сальери. Задолго до работы над этой ролью я понял: самый страшный грех — зависть. От неё всё зло. Завидуешь, что у соседа жена красивее – это путь к прелюбодейству. Зависть к чужому богатству – путь к воровству. Даже мысленно. Я избавился от этого чувства. И вот пришла роль Сальери, который всё время говорит: я завидую, завидую глубоко, мучительно. Уже сдача на носу, а я не знаю, что делать. И вдруг меня осенило. Сальери не завистник, только говорит, что завидует, но на самом деле он возомнил себя мессией. И когда я это понял, всё сразу стало на свои места. «Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты ещё достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет! Оно падёт опять, как он исчезнет, наследника нам не оставит он». И мне стало понятно, почему он хотел избавиться от Моцарта. У него была высшая цель – спасти искусство. Хотя не факт, что Сальери отравил Моцарта.

«Кошкин дом»

—  Поделись секретом, как развивать память?

— Надо учить стихи. Я, например, учу. И вообще стараюсь больше читать, запоминать имена и даты.

— Недавно в театре была представлена необычная выставка – коллекция шляп, изготовленных тобой. Как появилась эта коллекция?

— Первую шляпку я сделал десять лет назад для спектакля «Тень». Потом появились головные уборы к спектаклям «Генералы в юбках», «Сказки добрых чародеев», «Impression. Прогулки по Парижу», «Сказки Пушкина». Рад бы продолжить это занятие, нравится работать с тканью, искусственными цветами и перьями. Но пока нет новых «шляпных» спектаклей.

«Сказки добрых чародеев»

—  Судя по твоей странице в соцсетях, ты любишь путешествовать. Какие страны тебе нравятся?

— Очень люблю Египет. Был в Тунисе, Израиле, Германии. Когда-то хотел увидеть Париж. Сейчас не хочу. Было бы больше средств, махнул бы в Мексику, Перу, на Кубу.

— Если бы не был артистом, кем бы стал?

— В первом классе был влюблён в свою учительницу Александру Семёновну. Тогда мне казалось, что я хочу быть учителем начальных классов.

«Синяя птица»

— Твой бенефис получился очень ярким и душевным. Ты почувствовал, что публика тебя любит?

— Не просто почувствовал, искупался в этой любви. Очень доволен. Хотя я очень скромный человек. Не люблю рассказывать о себе. Если только смешные случаи, как я облажался или выкинул какую-нибудь дурь собачью.

— Как думаешь прожить следующие полвека?

— В ближайших планах участие в новых постановках — «Щелкунчик» и «Кот в сапогах», гастроли в Липецк. А в дальнейших – вовремя уйти со сцены. Это очень важно. Нельзя дожидаться, когда тебя вынесут ногами вперёд. Нужно уметь переходить из Снегурочек в комические старухи. И не жалеть об этом. По крайней мере, явно.

Досье «ОН»

Андрей Гордеев служит в Оренбургском областном театре кукол с 2001 года. Им создан целый калейдоскоп разнообразных ролей. Является лауреатом Губернаторских премий «Оренбургская лира» и «Лучшая актерская работа года», победителем Всероссийского конкурса актерской песни им. К. Шульженко.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о