Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов: Век живи – век учись


Андрей Шаронов. Фото предоставлено пресс-службой Московской школы управления Сколково

Все чаще говорят о непрерывном образовании. Что это? Быть постоянным студентом, который только и делает, что сидит за партой, или нечто больше и шире? И главное, как понять, на что нужно учиться сегодня, чтобы быть успешным завтра? Об этом мы поговорили с президентом Московской школы управления «Сколково» Андреем Шароновым.

— Готовы ли люди учиться?

— Ответа на этот вопрос не существует, потому что мы все разные. Многое зависит от собственного настроя и от того, в какой среде человек находится. Если она конкурентная, тогда он будет стремиться познать что-то новое, но опять-таки если у него есть на то привычка. Вообще мы запрограммированы на стабильность, и если можно ничего не менять, то мы не будем этого делать. Самосохранение подталкивает к такой стратегии поведения. Мы стараемся минимизировать затраты энергии, и если можно спать, то будем спать. И для того, чтобы быть активными, мы должны «шевелить ластами» во внешней среде или иметь внутренний настрой, который нас мотивирует и не дает жить спокойно. То, что вы делаете сегодня хорошо, не факт, что будет востребовано завтра.   Внешние обстоятельства все чаще и чаще заставляют нас смотреть на необходимость переобучения. Все окружающее нас меняется настолько быстро, что даже самые замечательные компетенции могут устаревать и становятся ненужными. Мы можем оказаться вне контекста не потому, что стали плохими работниками, а из-за того, что исчезла потребность в наших навыках. С этой точки зрения человек должен думать о том, что его ожидает с точки зрения изменения ситуации на рынке труда. Каменный век закончился не потому, что закончились камни. И это может произойти с любой профессией. Потребность в ней может отпасть до того, как люди разучатся это делать. Это опасно. Есть риск для многих профессий, спрос на которые заметно падает или даже исчезает.

— Как угадать, какая отрасль будет востребована? Как понять, на кого нужно учиться сегодня? Или это каждый раз лотерея – может, получится?

— Отличие нашего будущего от будущего наших родителей в том, что оно становится все менее предсказуемым. Планировать на долгий срок становится сложнее и сложнее. Время спрессовывается, и мы получаем новые технологии, которые внедряются за несколько лет, а не десятков и даже столетий. Приведу такой пример. Между тем, как было открыто электричество, и тем, как оно стало влиять на продукт с высокой добавочной стоимостью, прошло сто лет. А теперь все иначе. Смартфоны появились не более десятка лет назад, а уже захватили половину мира. В этом смысле предсказать, какая профессия будет или не будет нужна, сложно. Тем не менее такие рекомендации даются. Нужно ориентироваться на то, что придется постоянно учиться. Например, вы решили стать доктором. Врач сегодня, через пять лет и через десять, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Вы не сможете даже с очень хорошим стартовым багажом знаний через 15 лет быть высококлассным специалистом. Вам нужно будет за это время повышать квалификацию, а значит, учиться. Мы должны перестать думать: «С этого года я учился, а с этого года начал работать». Это неправильно. Нужно думать: «Я учусь всю жизнь и параллельно работаю».

— А готова ли наша система образования к этому непрерывному обучению?

— Непрерывно учиться не означает, что вы вечный студент и накапливаете дипломы. Думаю, что сейчас будет снижаться значение формального лейбла, который получаешь после окончания образовательного учреждения. Когда я говорю о непрерывном образовании, то в первую очередь имею в виду, что вы осознанно подходите к формированию компетенций, которые вам необходимы для того, чтобы построить свою карьеру. Это могут быть дистанционные программы, курсы. Даже внятное и осмысленное чтение книг – тоже непрерывное образование. У нас в стране случился перекос, который возник по разным причинам. Считается, если у тебя нет вузовского диплома, то ты неудачник. В Швейцарии и Германии считается очень престижным иметь среднее техническое образование по рабочей профессии. Это ценится намного больше, чем диплом вуза и тем более плохое высшее образование. Ведь оно может быть, как в том анекдоте, и «первой» и «второй» свежести. Ты можешь быть успешным и состоявшимся человеком, имея при этом только среднее техническое образование.

— Одно дело, когда ты учишься в 20-25 лет, но другое дело, когда тебе 40-45 лет. В этом возрасте сложнее менять сферу деятельности.

— Мне 54 года, за последние три года учусь на третьей программе. Это не вуз, это дополнительное образование. Выбираю себе хорошие программы. Хочу сказать, что далеко не самый старший на курсе. Вижу, что люди в этом возрасте приходят учиться не от скуки, а того, что им это необходимо и они хотят развиваться. Это жизненная стратегия. Уровень работы требует постоянного апгрейда. Наша страна в этом отстает по ряду причин, потому что у нас довольно закрытая экономика и мы можем себе позволить большое количество людей с не очень хорошим образованием, так как пока невысока конкуренция. Но ситуация меняется. Жизнь человека, работника осложняется с точки зрения того, что ему труднее становится «впаривать», потому как потребитель становится все более придирчивым. И это будет выгонять на учебу.

— А готовы ли собственники компаний вкладывать деньги в интеллектуальный апгрейд сотрудников?

— Здесь нет стопроцентного ответа. Не все верят в то, что это повышает конкурентность. Но рано или поздно приходит понимание, что качество образования работников влияет на успех прямым образом. Приведу интересный пример, когда владельцу крупной компании задали вопрос: «А вам не жалко денег, которые вкладываете в образование, не боитесь, что сотрудник уйдет к конкурентам?». На что он ответил: «Боюсь. Но больше всего боюсь, если я его не обучу и он останется».

— Система образования в нашей стране будет трансформироваться?

— Мы пережили всплеск дистанционных форматов обучения. У людей из отдаленных районов нашей страны появилась возможность, не выходя из дома, слушать лучших профессоров мира. И это серьезная угроза для середнячков и слабых вузов. Это касается не только Оренбурга, но и Москвы и Нью-Йорка в том числе. Везде есть сильные и слабые образовательные организации. И этот тренд высшей школе нужно учитывать. Вторая тенденция — чем дальше, тем меньше работодатели будут обращать внимание на дипломы. Они больше будут брать во внимание, где человек еще обучался и как развивал навыки и компетенции. Кончено, пионерами будут частные компании, которые более раскованны и меньше обращают внимание на формальности. Диплом – это всегда одежка, по которой встречают. Оценки дают первое представление, но потом вы начинаете работать и становится понятно, на что вы годитесь и что знаете. Мы на работе получаем деньги не за дипломы, а за то, какие задачи умеем решать!

— Как помочь ребенку выбрать профессию? Какой совет дадите родителям?

— Первое, понизить степень самоуверенности. Мы не знаем тех профессий, с которыми придется столкнуться нашим детям через 10-15 лет. Нужно давать ребенку больше возможностей, пусть он расширяет кругозор и больше общается. Не задавливать его собственными вариантами решений, пусть он сам выберет. Второе, «к моменту поступления он должен четко знать, чего хочет» — заблуждение. Мы постоянно меняемся. К примеру, в детстве я мечтал быть водителем бензовоза. И это было мое желание на тот возраст. Вырос, и предпочтения поменялись. Здесь посоветую думать о хорошем широком базовом образовании. Ничего страшного, если ваш ребенок на втором или третьем курсе поймет, что это не его. За счет того, что есть система бакалавриата и магистратуры, у него есть возможность уйти в более узкое направление. Мало кто в двадцатилетнем возрасте представляет, чего ему хочется. Мы взрослеем и понимаем, что наше, а что нет. И в этом случае всегда можно закончить бакалавриат, поработать, а потом пойти в магистратуру и получить те знания, которые нужны.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о