Евпатория – Малый Иерусалим


Собор Николая Чудотворца — один из самых красивых и крупных православных храмов Крыма. Фото автора

«По левую руку – Евпатория. Знаменита детскими курортами. В плане исторических достопримечательностей – ничего интересного», – безапелляционно заявил таксист, взявшийся подвезти вашего автора из Симферополя в Черноморское, где предстояло провести несколько дней долгожданного отпуска.

Странно! На промелькнувшем указателе было написано, что городу более 2,5 тысячелетий. А значит тут каждый камень – история. Так и оказалось. Но как же мало одного экскурсионного дня, чтобы успеть посмотреть все сокровища этого удивительного города.

Евпатория, основанная древними греками, за свою многовековую историю успела побывать частью разных царств, существовавших на территории Крымского полуострова.

Поэтому неудивительно, что здесь существует пешеходный маршрут «Малый Иерусалим», в который входят исторические памятники разных культур и конфессий.

Начало маршрута — Гёзлёвские ворота, архитектурный памятник XV века. Шесть столетий назад они вели в город-крепость Гёзлёв, считавшийся столицей Крымского ханства. Ныне от крепости остались только ворота и Башня дровяного базара. Но и эти остатки былого могущества передают колорит ушедшей эпохи. И аромат: в башне, помимо музея, в котором представлен один день из жизни древнего города Османской империи, расположен ресторан этнической кухни и кофейня, где подают умопомрачительный кофе.

Наискосок от ворот – текие дервиший, средневековая мусульманская обитель странствующих монахов. Архитектура без излишеств: монахи-странники проповедовали аскетизм. Вот молельный зал, в котором дервиши под звуки барабана и свирели кружились в танце, исполняя суры из Корана. Впадая в транс, отрешались от внешнего мира. Говорят, текие сохранило энергетику дервишей, которая сейчас помогает людям избавляться от недугов. Это место называют местом силы. Даже фашисты в период оккупации ни разу не прервали кружение дервишей.

На центральной набережной, носящей имя Валентины Терешковой, красуются две жемчужины древнего города – Свято-Николаевский собор и мечеть Джума-Джами.

Джума-Джами –единственная в Европе многокупольная мечеть

Собор Николая Чудотворца – один из самых красивых и крупных православных храмов Крыма. Строили его всем местным Вавилоном: средства выделили все общины — мусульманская, караимская, греческая, армянская и еврейская. Городу-порту необходим был храм покровителя мореплавателей и торговцев. Потому и скинулись на православную святыню, невзирая на принадлежность к другим религиям. Но, несмотря на щедрые подаяния, денег хронически не хватало. Чтобы стройка не прерывалась, протоиерей Яков Чепурин закладывал семейные реликвии и брал ссуды под залог собственного дома. За свои подвиги в строительстве собора был похоронен в его ограде. Рядом погребён доктор Николай Оже, открывший миру целебные свойства сакских грязей.

Джума-Джами – единственная в Европе многокупольная мечеть, насчитывающая более десятка больших и малых куполов. Храм был возведён в XVI веке не только как место поклонения Аллаху. Здесь проходил обряд посвящения в крымские ханы. Поэтому мечеть ещё называют Ханской. Говорят, облик Джума-Джами напоминает собор Святой Софии в Константинополе. Отсюда и разговоры о том, что Хан-Джами, как и Айя-София, переделана из православного собора. Но подтверждений этой гипотезе нет.

Ещё одна достопримечательность — синагога Егие-Капай

Если углубиться по булыжной мостовой в Старый город, ноги выведут к необычному зданию с окном в виде Звезды Давида. Это ещё одна достопримечательность – синагога Егие-Капай. Она же известна как Ремесленная: ее строили на средства живших в городе ремесленников и мелких торговцев из популярного в этих местах мамайского известняка. Причём, они не только давали деньги, но и сами участвовали в строительных работах. Знающие люди говорят: фасад выложен так же, как Стена Плача в Иерусалиме.

Под сенью синагоги сегодня располагается этнографический музей-кафе еврейской кухни «Йоськин кот». Берёшь в руки меню, и глаза разбегаются: хочется заказать всё и сразу. Например, форшмак, которым можно закусить рюмку холодной водочки. Не хотите водки, махните 50 капель напитка под названием «спотыкач», который тут «готовит» раввин. Хочется попробовать и «Оладушки из тыквы от тёти Песи», и «Курочку ребе», и блюдо под названием «Довольный Сёма» – куриная печень, жаренная с ялтинским лучком. Ну и на десерт отведать «Первородный грех». Не подумайте плохого – яблоки, запечённые в тесте. Но, увы, трапезничать некогда. Маршрут ещё не пройден.

Росписи в старом городе

Впереди кенасы – духовный и культурный центр крымских караимов. Сакральное место для одного из самых загадочных народов России. Ещё бы не загадочный! Ведь представители этого тюркского племени исповедуют иудаизм. Караимы признают священной книгой только Тору, а Талмуд, Евангелие и Коран считают ненужными дополнениями, мешающими праведной жизни. Их вероучение Екатериной Второй после завоевания Крыма было признано самостоятельной религией. Ею же за воинскую доблесть караимы были освобождены от двойного налога. И им было разрешено владеть землей. Это самый малочисленный народ на земле: во всём мире насчитывается не более 2000 караимов.

Караимские кенасы – островок тишины среди шумного южного города

Караимские кенасы – это островок тишины среди шумного южного города. Проходя через великолепный портал с колоннами, ведущий в комплекс с двумя храмами, будто проходишь через временной портал, попадая в другое измерение. Аллея из виноградных лоз, солнечные блики на мраморных плитах, журчание фонтанчика для омовения рук, плиты с надписями на древнееврейском языке, двор ожидания молитвы, солнечные часы, по которым определяется время обрядов – всё располагает к размышлениям, не побоимся этого слова, о вечности.

Кстати, комплекс спроектировал человек, имеющий всего три класса приходской школы. Но ей-богу это не помешало ему создать нечто большее, нежели гармоничный архитектурный ансамбль. Под сенью кенас, как и возле синаноги, тоже имеется ресторан национальной кухни «Караман». Ах, какие чебуреки тут подают! Говорят, самые лучшие в Евпатории. А мне так кажется, на всём черноморском побережье.

 

Турецкая баня работала без выходных аж четыре века!

 

Будучи любительницей лёгкого пара, трудно пройти мимо музейного комплекса «Турецкие бани». Давным-давно в Евпатории, которая тогда еще называлась Гёзлёвом, было пять общественных бань. В них не только мылись и отдыхали, но и устраивали деловые встречи, на которых обсуждались торговые сделки и политические новости. Ну, это в мужском отделении. А в женском, наверное, говорили о модных новинках, омолаживающих косметических средствах и прочих дамских штучках. Турецкая баня для этого приспособлена как нельзя лучше. Лежишь себе на огромном гейбек-таш – квадратном мраморном столе, обогревающимся изнутри, и болтаешь о том, о сём. Наговорившись всласть, кличешь массажиста. Выходишь из бани полным сил и здоровья. Заодно и дела провернул. Эта баня пользовалась огромным спросом у местных жителей аж четыре века! Закрылась только в начале 90-х годов – на капитальный ремонт, который так и не начался. Хорошо хоть некоторые элементы оформления попали в городские музеи.
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о