Голубая коза и другие герои Екатерины Жадиной


Работы Екатерины Жадиной необычны. Фото автора

Эту довольно пеструю компанию можно увидеть на только что открывшейся выставке Екатерины Жадиной в Оренбургском музее изобразительных искусств «Голубая коза».

Вообще-то герои у нее вполне реальные (ну, кроме голубой козы разве что) – Чапаев, бабочки, муравей, Суворов, боярыня Морозова. Но вот их действия и обстоятельства, в которых они оказываются по воле автора, абсолютно фантастические. «Переход Суворова, козы и боярыни Морозовой через чёрный треугольник» — так, например, может назвать своё произведение Екатерина Жадина, потому что в основе её творчества – непосредственность и оригинальность.

Оригинально не только ее творческое мышление, но и ее судьба. Она родилась в семье ученых, окончила «английскую» школу в Академгородке Новосибирска, получила диплом Ленинградского университета по специальности биолог, владеет в совершенстве английским, свободно ориентируется в мировой литературе, истории изобразительного искусства, философии. У нее потрясающие предки: двоюродный прадед Владимир Козьмич Зворыкин – изобретатель ТВ, дед Владимир Иванович Жадин – гидробиолог, автор учебников, основатель российской школы лимнологии. Так вот. С таким образованием и такой родословной Екатерина живет в селе. Правда, очень красивом – Ташла Тюльганского района.

Оказалась она здесь не случайно.

«Ташла – родина моей мамы, говорит Екатерина. – Она уехала учиться в Ленинградский университет. Потом они с отцом переехали в Новосибирск. А выйдя на пенсию, купили домик в Ташле, куда я и приехала к ним с маленькими детьми. Дети выросли. А я так до сих пор там и осталась».

Писать картины она начала, достигнув пенсионного возраста. Правда, рисовала Катя всегда. Это была ее «генетическая программа самовыражения». Но заняться творчеством всерьез подтолкнула встреча с художником Антоном Власенко, который шел на костылях с тяжелым этюдником на пленэр. Катя пришла домой и сказала себе: «Хватит отговариваться нехваткой времени!». И стала работать.

Второй мощный импульс – знакомство на Фейсбуке с Александром Шаровым, директором галереи 11.12 на Винзаводе. Он организовал ее выставку – первую в жизни, в столице. И вот теперь выставка в музее изобразительных искусств, где не каждый художник удостаивается чести быть представленным.

Не привязанная к какой-либо школе, Екатерина рисует без правил и каких-либо ограничений. Одна из ее работ называется «Думай, как слон в посудной лавке». Коллеги-профессионалы шутят: Катя именно так и мыслит, как слон, резвящийся в посудной лавке. Отсюда – и необычные образы, и непривычные сюжеты.

Кстати, знание английского языка нашло свое выражение в ее работах. Дополненные остроумными фразами на английском, картины приобретают еще большую оригинальность. Английские надписи, по ее мнению, расширяют интерпретацию.

Просто для счастья…

— Екатерина, вы из интеллигентской семьи, но всё умеете делать руками — шить, вязать, понимаете в строительстве, у вас великолепный сад. Откуда такие таланты?

— У меня папа из профессорской семьи, но он тоже все делал своими руками. Они приехали в деревню, он сразу начал доить коз. А мама выросла в деревне, но доить не умела.

— Художнику нужно образование?

— При обучении могут быть сбиты важные интуитивные настройки. Но быть безграмотным художником тоже трудно. Желательно знать основы цветоведения и композиции. Я пользовалась справочниками, учебниками. И когда Соня училась, я тоже кое-что подчитывала. Не в таком объеме, конечно, как дочь, но мне этого хватило.

— А Соне учеба не помешала?

— У нее графический талант. Когда я показывала ее работы своей художественной компании, мне говорили: ее ничему не надо учить. Настолько ребенок был органичен в своей графике. Но Соня все равно училась. Это не сильно ее испортило. Сейчас успешно занимается анимацией.

— Ваше биологическое образование помогает в деревенской жизни?

— Естественно-научное образование – это трезвый взгляд на мир. Оно выстраивает твое сознание, дисциплинирует ум. Помогает не поддаваться на суеверия. Но мое образование давно устарело. Поэтому я читаю научно-популярную литературу, чтобы не отставать от времени.

— Практическое применение знаниям находится? В огороде, например…

— Нет. Это не связано – наука и любовь к цветам. Я не большой фанат огородных дел, но надо же чем-то заниматься.

— Чем вы занимаетесь зимой, когда нет садово-огородных работ?

— Катаюсь на горных лыжах. Освоила, как только открылась трасса. Брала уроки у сестры. Берешь несколько уроков, отрабатываешь технику и катаешься просто для счастья.

— Все устремляются из деревни в город, а вы наоборот…

— Да, немного против течения получается. Но с другой стороны, когда я работала по специальности в экспедициях в поле, думала, летом в городе жить совершенно невозможно. Когда ездили по деревням на Алтае, познакомилась с одинокой пожилой женщиной и по-думала: будет мне столько же, буду жить так же – домик, речка. Так и случилось. Никаких бытовых проблем у меня нет. Современный дом с газовым отоплением, ванной. Нет проблемы географической. Я активный пользователь соцсетей.

— Не бывает скучно, например, зимой?

— У меня уже детокс от движухи. Хочется, чтобы некоторое время никто не приходил. Я человек не тусовочный, а сельскохозяйственный. А что касается творчества — я русский усадебный лирик XIX века, выживший в XX и доживший до Интернета.

Прямая речь

Лидия Медведева, искусствовед:

— Я впервые за свою жизнь встречаю подобного человека. Она так много имеет за душой и при этом прекрасно эрудированна во всех областях. Человек колоссальных запасов познаний, интеллектуальный, рационально мыслящий. Ее мысль настолько прихотлива, на-столько изощренна. Она почти абсурдна. Но ведь и абсурд имеет к искусству непосредственное отношение. То, что делает Катерина – сочетание несочетаемого. Это потрясает, поражает, заставляет думать. Интересно следовать за течением ее мысли. В этом – большое удовольствие. Екатерина Жадина – явление в искусстве. Плоть от плоти нынешнего времени. Она идёт от рациональности, стремления всё понять, объяснить и осмыслить. Все ее работы с надписями. А мысль и есть слово. И не потому только, что это графическое дополнение. Это необходимо художнику для завершения адекватного выражения своей мысли. Интерьер ее дома – чудо. Любой предмет в её доме – объект высокого искусства. Даже яблони в её саду особенные. Екатерина — талант, талант и ещё раз талант!

Заслуженный художник России Владислав Еременко:

– Познакомившись с Катей, я был поражен ее внутренней свободой. Мы в молодости все мечтали об этом. Но не у всех получилось. А она смогла создать свою среду, воплотив в интерьерах и обустройстве усадьбы всё то, что считала необходимым для себя — интерьеры, обустроила усадьбу так, как ей этого хотелось. Мы видим, насколько органично она живет и творит в этой среде. Она художник-самоучка. Но у нее есть все – живописная культура, неординарное мышление, оригинальные трактовки, органичность сочетания цвета и оттенков.

Светлана Шлеюк, заведующая кафедрой рисунка и живописи Оренбургского госу-дарственного университета:

– Мы знаем друг друга давно. С тех пор, как Катина дочка Соня Кендель пришла к нам учиться на кафедру дизайна. Чрезвычайно талантливая девочка. Ей было 14 лет. Ребенок-вундеркинд. Сейчас она работает на студии «Мосфильм». Достаточно известный художник-мультипликатор. Автор мультфильма «Пишто уезжает», ставшего призером «Белого Слона» и номинантом «Ники» по анимации. Но Соня не была бы такой, если бы рядом не было такой талантливой мамы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о