Художник тайны. Вернисаж Геннадия Глахтеева


Художник тайны Геннадий Глахтеев
Художник тайны Геннадий Глахтеев

«Открытые окна» — так называется персональная выставка оренбургского художника Геннадия Глахтеева, вернисаж которой состоялся в галерее искусств «На Пушкинской».

Однажды в разговоре с автором этих строк Геннадий Александрович сказал:

«Если вы заметили, у меня на многих картинах присутствует кот. Сидит и смотрит. Наблюдает за происходящим. Вот я как тот кот — наблюдаю. Мне все интересно».

Я бы уточнила – не просто кот-созерцатель, а кот-философ со своими воззрениями, глубоко личностным взглядом на мир, но сквозь призму искусства. Поэтому ретроспективная экспозиция, в которой представлены произведения, написанные в течение полувека с лишним, представляет огромный интерес и для товарищей по цеху, и для искусствоведов, и для зрителей. Одним он любопытен как вдумчивый интерпретатор старых мастеров и в то же время продолжатель экспериментов русского авангарда. Другим – как самобытный живописец и рисовальщик. И всем без исключения – как творец, одержимый любовью к своей музе. Не случайно одна из его персональных выставок называлась «Художник и модель».

Его муза и любимая модель – Ирина Макарова, тоже известный художник с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Их любовный союз стал источником вдохновения для обоих. Спустя четыре десятилетия они все еще справляют праздник первого поцелуя. Геннадий Глахтеев посвятил любимой женщине не только персональную выставку, эротические четверостишия, иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, роман собственного сочинения «Как я искал свою музу», но и многое другое, в том числе — жизнь. И да — венок сонетов «Открытые окна». Так называется и нынешняя выставка, и некоторые отдельные работы мастера, будто он хочет поделиться радостью любви и творчества с целым миром, распахнув не только окна, но и душу. Что же для него важнее – любовь или творчество?

— Это взаимосвязано, – отвечает Геннадий Александрович. – Без любви ничего хорошего не бывает.

Михаил Коннов: «Живопись Глахтеева будоражит»

Выставочный проект организован при поддержке мецената Михаила Фёдоровича Коннова.

Прямая речь

Михаил Коннов, президент фонда «Регионразвитие», владелец галереи «На Пушкинской»:

— Живопись Глахтеева будоражит. Каждая его картина экспрессивна. Но когда они собраны в экспозицию, это лавина энергии. Глядя на его холсты, мы понимаем – это его жизнь, невероятно плодотворная и одухотворяющая. И в каждом квадратном сантиметре — мощное выражение своего отношения к окружающему миру. Творчество Геннадия Глахтеева наполнено любовью к жизни, людям. И, конечно, любовью к женщине. Он показывает то, ради чего надо жить. Я поражён творчеством Глахтеева. И тем, что он работает такими тонами, которые в классической живописи не используются. Он нашёл себя. И его ни с кем не перепутаешь. Это ярчайшая индивидуальность.

Владислав Ерёменко, заслуженный художник России:

— Творчество Глахтеева – поэма любви, которую он взрастил в своем сердце. Это потрясающий пример отношения к женщине. И того, каким образом художник вдохновляется, и какие произведения из этого получаются. Глахтеев – человек глубокий, он изучал и философов, и историю искусства. Наша группа «Академия Садки» была под большим влиянием Геннадия Александровича. И это влияние было плодотворным. Скажу больше – мы с Антоном Власенко ради Глахтеева, с которым познакомились на академической даче, и переехали в Оренбург. Это счастье — встретить на своём пути такого художника, как Глахтеев. Что касается выставки, здесь собраны работы, в которых отразились самые интересные находки и достойные результаты. Такое впечатление, что мы находимся в музее Геннадия Глахтеева.

Владимир Ерышев, художник, заведующий галереей искусств «На Пушкинской»:

— Геннадий Глахтеев всю свою жизнь посвятил изобразительному искусству. И это главное. Вот о чём мы должны думать, разглядывая его работы, может, на первый взгляд сложные в своих истинах. Но художник вынашивал их много лет. И зритель должен дать себе труд поразмышлять над тем, над чем думал автор. Ища свой путь в искусстве, Геннадий Глахтеев стал родоначальником «Академии Садки», очень интересного образования не только в оренбургской, но и, может, европейской культуре.

Игорь Смекалов, доктор искусствоведения, художник:

— Работы Глахтеева видим не так часто, как это надо было бы делать. Нынешняя выставка — хорошая возможность прочувствовать, какой это замечательный художник. Ощущение от глахтеевской живописи сложилось у меня давно, еще до встречи с ним, и укреплялось в течение всего периода знакомства. А это почти 30 лет. Это выдающийся эмоциональный живописец. Могу засвидетельствовать высокие оценки, которые ему давали его учитель академик Дмитрий Жилинский, искусствовед Вильям Мейланд и другие авторитетные люди. Этого более чем достаточно для человека, всё искусство которого сосредоточено в мастерской, где он пишет и свои гигантские картины, и маленькие этюды. Его искусство имеет непреходящее значение.

Ольга Кобер, искусствовед:

— Здесь в каждой картине чувствуется любовь. Художник и модель полюбили друг друга. Любовь заполнила всю их жизнь, всё пространство вокруг. Уникально то, что любовь людей, встретившихся 40 лет назад, до сих пор вместе с ними. Поэтому и живопись такая эмоциональная, наполненная. Цвет передаёт все чувства и состояния художника.

Антон Власенко, художник:

— Когда мы были помоложе, то регулярно встречались в мастерской Глахтеева, чтобы говорить об искусстве. И если кто-то из нас отклонялся в сторону, начиная говорить о быте, о болячках, он это пресекал. Мы должны были говорить только об искусстве. Для этого и собирались. Когда мы анализировали творчество друг друга, меня называли валеристом, Газукина – фавистом, Ерёменко – колористом. А Глахтеев говорил, что в его работах есть таинство. Тогда я это не очень понимал, потому что всё творилось на моих глазах. И вот сейчас, придя на эту выставку, когда прошло много времени, наконец понял – каждая его работа действительно имеет тайну, заставляя думать о ней.

Анатолий Кантор, искусствовед:

— Геннадий Глахтеев, несомненно, – одна из ярчайших фигур среди русских живописцев наших дней. Крупное живописное дарование, могучая фантазия, поэтический и философский склад мышления отвели ему роль бесспорного лидера среди товарищей художников. Многие вокруг него увлекались его искусством и личностью, его афоризмами и стихами.

Ирина Макарова, художник, жена:

— Его жизнь – это его искусство. Другой жизни он не знает. Я думаю, он счастливый человек, потому что занимается любимым делом.

 

 



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Subscribe  
Notify of