Учиться вопреки всему: как строилась работа ОГПУ в годы Великой Отечественной войны



Страна была охвачена Великой Отечественной войной. Каждый день солдаты уходили на фронт. Каждый день родным и близким приходили сообщения об их трагической гибели. Но несмотря на это, жизнь должна была идти. И должен был продолжаться учебный процесс.

Так надо

Военное время полностью перестроило жизнь всего Советского Союза. Стремительно развивающиеся события требовали быстрых решений. Больницы и госпитали, созданные до войны, не могли уместить всех раненых солдат. К тому же многие лечебные учреждения оказались на оккупированной территории. Поэтому для них использовали здания, ранее имеющие совершенно другое назначение.

Например, в Оренбургской области здание главного корпуса педагогического университета было переоборудовано под госпиталь. Но учебный процесс продолжался вопреки всему. Занятия перенесли в бывшую железнодорожную школу.

Учебный процесс

В 1943 году уроки начались 1 октября. Причем в архивных документах эта дата обозначена как «точно в срок». А ведь как иначе, если весь сентябрь – это пик осенне-полевых работ. В условиях военного времени уборочная принимала первостепенное значение и носила стратегический характер.

В тот год в Оренбургский педагогический институт им. Валерия Чкалова (именно так в то время называлось это учебное заведение) поступили 463 человека. В основном это были девушки. Конечно, встречались и юноши, еще не достигшие призывного возраста. Кстати, нередко на фронт забирали прямо с институтской скамьи.

В главном корпусе ОГПУ располагался госпиталь

Занятия велись в три смены. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, площадь школы не могла вместить всех. Здание не было рассчитано на то, что в нем будет находиться одновременно почти 500 человек (с учетом преподавательского состава). Во-вторых, учащиеся трудились на производстве, помогая снабжать фронт всем необходимым.

Желание трудиться у студентов объяснялось тоже несколькими причинами. Конечно, каждый советский гражданин, болеющий за Родину, понимал, что рабочей силы катастрофически не хватает и сейчас каждый нужен стране. Помимо этого, занятость на производстве позволяла получить карточку на продукты. А это было крайне важно, учитывая то, что многие умирали от голода.

Материально-техническая база

В институте не хватало мебели. Многие стулья и столы были сожжены в печах в попытках спастись от мороза. А многие пришли в негодность из-за сырости и холодов. Поэтому студенты нередко слушали лекции стоя. Самое интересное, что явка была практически стопроцентной.

Во время войны сильно пострадала библиотека. Часть книг вслед за мебелью ушла в печь, другая хранилась в сарае. Они портились из-за повышенной влажности. Это отражалось болью в сердцах преподавателей.

Научные исследования практически прекратились. Многие диссертации были отложены на неопределенный срок ввиду того, что попросту не хватало бумаги.

Возможность установить стабильное расписание отсутствовала. Преподавателей некоторых дисциплин не было. Например, на протяжении первого семестра 1943-44 учебного года не преподавалась история средних веков.

Квалификация некоторых действующих педагогов не соответствовала требованиям. Но на это приходилось закрывать глаза. Время не то.

Правда, в некоторых случаях закрывать глаза было нельзя. Поэтому прибегали к помощи других учебных заведений. Так, например, предмет «анатомия и физиология человека» в 1942-м преподавал сотрудник нынешнего Оренбургского государственного медицинского университета. Из-за своего плотного графика он не мог приезжать в здание педагогического института. Поэтому студенты ходили к нему сами.

Сложно привыкали к новым условиям сотрудники факультета естествознания. До войны в их распоряжении находились две дачи, фруктовый сад, бассейн для рыб и участок для полива. Все это было крайне необходимо студентам-биологам для получения практических навыков, важных для освоения науки. Однако в 1942 году эту биологическую станцию отдали одному из военных заводов. Студентам оставалось проводить опыты в помещениях, в приближенных условиях. Тут возникала другая сложность. Зимой от низких температур колбы и пробирки лопались в руках обучающихся.

Много вопросов возникало и с жильем для студентов. Все общежития были переданы в распоряжение других органов. Студенты из области были вынуждены искать другие варианты.

Вплоть до 1944 года на балансе института в качестве транспорта числилась одна лошадь. Позже выделили одну грузовую машину. Но всех потребностей, конечно, это не могло удовлетворить.

Восхищает рвение студентов того времени в получении образования, несмотря на то, что много времени уходило на работу, а условия оставляли желать лучшего. Многие из тех, чей учебный процесс прервала повестка, после войны завершали свое обучение. Это было время сильных людей, знающих цену великой Победы.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о