Самолет из Оренбурга снимался в фильме «Перл-Харбор»


kinopoisk.ru

В 90-х годах прошлого века на производственном объединении «Стрела» было налажено производство ретро-копий отечественных самолетов – истребителей времен Великой Отечественной войны Як-3М, Як-7, Як-9В, а также японских самолетов-истребителей Zero. Один из них даже принимал участие в съемках известного фильма «Перл-Харбор», посвященного событиям Второй мировой войны.

Непростой заказ

В пресс-службе ПО «Стрела» редакции «Оренбургской недели» рассказали, что взяться за этот непростой заказ вынудили обстоятельства. В сентябре 1994 года по постановлению Правительства РФ был полностью снят Государственный оборонный заказ. Завод оказался на грани выживания, и для сохранения предприятия его руководством была объявлена политика конверсии – перехода от производства вооружения и военной техники к выпуску товаров народного потребления, гражданской продукции, поиску новых заказов. Одним из удачных решений проблемы стал контракт с российско-американской фирмой «Самолеты Яковлева» на производство самолетов разработки КБ А.С. Яковлева и японских истребителей Zero.

«Производство ретро-копий самолетов времен Великой Отечественной войны было инициировано зарубежными заказчиками, давно интересующимися историей авиации, – рассказали представители предприятия. – Они финансировали восстановление сохранившихся экземпляров самолетов прошлого, устраивали выставки-показы и различные шоу с демонстрацией летательных аппаратов».

Деятельность заказчиков не ограничивалась лишь удовлетворением запросов частных коллекционеров. Сфера их интересов была намного шире. Восстановленные самолеты становились источником получения прибыли при платных демонстрациях коллекций, интерес к которым существовал и поддерживался рекламой в обществе. Кроме того, определенный доход могла дать и востребованность таких самолетов при создании исторических фильмов.

Как создавался самолет для фильма
Копии ЯК-3. Фото: ПО «Стрела»

Любителей старой авиации привлек один из лучших самолетов Второй мировой войны Як-3.

«По-видимому, с целью пополнения своих коллекций заказчики вышли на создавшее этот самолет КБ им. А.С. Яковлева в лице открытой при нем фирмы «Самолеты Яковлева». Учитывая опыт взаимодействия при производстве самолетов в годы войны с нашим заводом, фирма, в свою очередь, обратилась на оренбургское предприятие», – отметили в пресс-службе ПО «Стрела».

Руководство объединения, учитывая сложное экономическое положение, решило принять участие в этой работе. Так, 21 февраля 1992 года на заводе вышел приказ о проведении работ по изготовлению самолета Як-3. Этим же приказом был утвержден график технологической подготовки производства, обеспечивающий выпуск первого самолета в декабре 1992 года. В выполнении важного заказа приняли участие наиболее грамотные специалисты со всех цехов и отделов предприятия. Производство самолетов Як-3, а впоследствии Як-9 велось в соответствии с конструкторской документацией, предоставленной КБ им А.С. Яковлева. Наш завод достойно справился с поставленной задачей, один из «Яков» даже принимал участие в демонстрационных полетах на авиасалоне в Жуковском.

Собирали по обломкам

«После успешного изготовления первых экземпляров отечественных летательных аппаратов завод получил заказ на производство трех ретро-копий японского истребителя Zero, – поделились на производстве. – При выполнении данного заказа работникам объединения пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Американская сторона поставила нам лишь части сбитого в воздушном бою самолета-истребителя, останки которого были обнаружены в болотах Японии».

Искореженные падением и взрывом фрагменты обшивки, корпуса и других узлов, к тому же пролежавшие много лет в воде, мало напоминали очертания самолета. Казалось, по этим кускам и обломкам конструкцию и облик Zero не восстановить. Однако бригада наиболее опытных конструкторов, изучив неполный комплект документации, справочники и другие материалы, практически заново воссоздала самолет в чертежах, на бумаге. А уже потом умельцы в цехах воплотили замысел в жизнь, и на свет появилось три японских самолета-истребителя Zero.

О самолете написали в японской газете

Всего на заводе с 1992 по 2003 годы было изготовлено 11 самолетов Як-3, Як-7, Як-9 и 3 Zero. В ноябре 1997 года в японской газете «Хоккайдо Симбуи» появилась статья с фотографией о самолете Zero, изготовленном на объединении. Специалисты ПО «Стрела» вели переписку с фирмой-заказчиком по одному самолету Як-3, находившемуся в Австралии, по другому – во Франции.

Сцена с Zero — самая дорогая в истории

Один из воссозданных самолетов японского образца Mitsubishi A6M Zero принимал участие в съемках оскароносного фильма «Перл-Харбор», режиссером которого выступил Майкл Бэй, а главные роли исполнили Бен Аффлек, Джош Хартнетт, Кейт Бекинсейл и другие известные актеры.

Mitsubishi A6M Zero
Mitsubishi A6M Zero

Кстати сказать, сцена атаки Перл-Харбор с участием японских истребителей стала одной из самых дорогих в Голливуде. Ради нескольких секунд экранного времени было потрачено 5,5 млн долларов.

Копии установлены в Москве

Макеты самолетов Як-3, также изготовленные на объединении, установлены в мемориальных комплексах: на Поклонной горе в Москве и в Оренбурге, в парке «Салют, Победа!».

Заказы на изготовление ретро-копий самолетов стали хорошим подспорьем для предприятия в сложные годы беззаказия, но в то же время они еще раз подтвердили высокую квалификацию и мастерство работников ПО «Стрела». Для того чтобы воссоздать практически заново летательные аппараты 40-х годов, понадобились уникальные технологии, отлаженное производство и накопленный годами опыт изготовления авиационной техники, сохраненные на объединении в кризисный период.

Маша Никольская при содействии ПО «Стрела»



Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
  Subscribe  
Notify of