«Мамочка, я боюсь!». Детские страхи и как с ними справиться



Каждый человек иногда испытывает чувство беспокойства, тревоги и даже страха. И это нормально. Но если взрослые люди довольно легко могут контролировать эти чувства или хотя бы уменьшать степень их проявления, используя для этого свои знания и жизненный опыт, то у маленьких детей ситуация складывается иначе.

Страхи, как правило, характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет). Большинство детей чего-то боится. Это может быть страх темноты, врачей, уколов, сильного ветра, грозы и т. д. В норме, примерно к 10 годам, дети самостоятельно избавляются от многих страхов за счет так называемой детской культуры. Например, они рассказывают друг другу «страшилки», находясь в безопасной обстановке, отправляются в походы по «страшным местам» (подвалам, заброшенным домам и т. п.).

Однако есть дети, которые по разным причинам не могут справиться со страхами сами. Это может быть связано с личностными особенностями ребенка, особенностями взаимоотношений в семье или очень сильными страхами, которые сложно преодолеть естественным путем.

Как правило, страхам подвержены дети, в семьях которых эмоционально некомфортная среда (родители часто ругаются, находятся в стадии развода, нет близкого контакта с ребенком и т.д.), но также встречается и в период адаптации ребенка к школе или детскому саду.

В настоящее время такими проблемами занимаются психологи и психотерапевты, используя для этого различные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей. Но ведь и каждый родитель в состоянии помочь своему ребенку. Здесь на помощь маме и папе приходит возраст ребенка. Можно использовать, например, любимые практически всеми детьми рисование и игры с куклами или другими игрушками.

Нарисуй свой страх

Попросите вашего малыша нарисовать, например, несуществующее животное, главное – чтобы это не был персонаж из мультфильма или сказки. Расспросите его о жизни героя, узнайте, кто его друзья и враги. Беседа о врагах или эмоционально неприятной среде обитания персонажа поможет понять, в чем кроется причина страха, а наличие друзей – подскажет, где искать выход из эмоциональной проблемы ребенка. Можно попробовать развернуть сюжет, создать вместе с ребенком что-то вроде фильма, режиссером которого будет сам малыш. Вы можете только предлагать свои варианты, но именно он будет определять дальнейшее развитие сюжета.

Но следует помнить, что ваша задача в любом случае – вывести ребенка на рассказ о «страшном» персонаже, попросить нарисовать и его, описать его как можно подробнее. Важным моментом является включение в сюжет «волшебной палочки» или любого другого предмета, который способен творить чудеса. И совсем не обязательно мастерить для этого специальную палочку, можно взять абсолютно обычную вещь и просто обозначить, что она волшебная (например, носовой платочек или карамелька). Используя этот элемент, ребенок как бы «снимет» с себя значительную часть эмоциональных проблем и почувствует внутреннее облегчение. Помните, что такое занятие должно нравиться ребенку, и его не нужно выполнять за один раз. Вы можете на протяжении некоторого времени создавать целую историю, возможно, у вас получится иллюстрированная по кадрам история или волшебная сказка, которую потом вы сможете вместе с ребенком прочесть другим членам семьи или даже поставить мини-спектакль.

Поиграй со мной

Это уже следующий этап работы, который представляет собой увлекательное путешествие в мир театра или кино. Здесь многое зависит от вашей фантазии. Но не стоит бояться, что вам сложно будет придумать что-либо оригинальное, ведь фантазия детей в этом возрасте очень ярка, и ваш малыш сам без труда придумает самый интересный вариант. Возможно, вы вместе вылепите персонажей сказки или игры из пластилина или вырежете их из картона или цветной бумаги, а может, сошьете перчаточные куклы или решите, что героями будут игрушки из детской коллекции. Будет особенно интересно, если персонажи будут выполнены в нескольких вариантах, например, главный герой будет испуганным, грустным, гордым от чувства победы над страхом или сказочными испытаниями и большим по размеру (в зависимости от сюжета), а злые герои будут понурыми и маленькими. Важно очень активно проиграть самый кульминационный момент постановки – победу добра над злом и поговорить с ребенком обо всем происходящем в сюжете после завершения показа.

Такие нехитрые способы в игровой форме могут существенно помочь родителям справиться с детскими страхами. Главное – быть внимательными по отношению к своему ребенку и вовремя замечать любые изменения в его поведении. Не «откладывайте» своих детей на потом, наслаждайтесь временем, когда они еще совсем маленькие и такие настоящие, и тогда в будущем вам не придется сожалеть о зря упущенных моментах счастливой жизни.

Альфия Валеева

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Беседы с психологом: что делать, если ребенок ворует?

Беседы с психологом: крепкая семья

Беседы с психологом: Как сделать чудо?



Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
  Subscribe  
Notify of