Монтрё: Роллс-ройс среди фестивалей


Монтрё
Монтрё

Монтрё… Это сладкое слово я впервые услышала в далёкой юности, будучи поклонницей группы Deep Purple. Один из её хитов Smoke On The Water («Дым над водой») напрямую связан с Монтрё. А точнее – с пожаром в казино на концерте Фрэнка Заппы во время джазового фестиваля. В этом казино группа записывала новый альбом.  После пожара пришлось долго искать новое помещение. Текст песни описывает не столько пожар, сколько последовавшие за ним мучения с записью диска.

А когда в Оренбурге получил прописку международный джазовый фестиваль «Евразия», Монтрё буквально не сходил с языка. Многие джазмены, приезжавшие в Оренбург, имели в своём послужном списке выступления в этом славном местечке на берегах Женевского озера. 

Монтрё
На берегах Женевского озера

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И вот я в Монтрё – на 51 джазовом фестивале. Кстати, входя в десятку старейших и влиятельнейших музыкальных фестивалей мира, он не имеет никаких громких наименований – международный или всемирный. Называется без затей – Montreux Jazz Festival. У него есть только один титул – «роллс-ройс среди фестивалей». И с этим никто не поспорит. Ведь за полвека здесь выступали такие звёзды, что дух захватывает – Элла Фитцджеральд, Би Би Кинг, Чак Берри, Эрик Клэптон, Дизи Гиллеспи, Чик Кориа, Рэй Чарльз, Ринго Старр, Карлос Сантана, Ленни Кравиц, группы Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple.

В этом году среди музыкантов первой величины – поющий тромбонист и трубач Тромбон Шорти, известный по обе стороны океана этно-джазовый перкуссионист Трилок Гурту, композитор, «посол джаза в ЮНЕСКО» пианист Хёрби Хэнкок, легендарный Том Джонс и неотразимый Брайан Ферри. Собственно, каждый день не то что по звезде, а по созвездию. В день, на который мне выпало счастье оказаться на фестивале, в концертном холле Стравинский выступали сразу два музыканта с мировым именем – поющий гитарист-виртуоз Джордж Бенсон и трубач-кудесник Ибрагим Маалуф

Джордж Бенсон –  обладатель десяти «Грэмми», прокачал  зал своим неподражаемым чувством грува и обольстил вкрадчивым голосом. Зал смотрел на него влюблёнными глазами и пел его хиты, в частности, «Подари мне ночь» вместе с ним от первого до последнего слова. Это было не так уж трудно: ведь то, что он делает – не джаз в чистом виде. Это симбиоз — джаз, поп, соул. А когда Бенсон брал в руки гитару, это было отдельное шоу. 

А потом публике дали с полчаса отдышаться, и на сцену вышел ливанский музыкант Ибрагим Маалуф. И это была совсем другая история. Прирождённый  шоумен, виртуозный игрок на трубе он заставил зал танцевать, подпевать, подпрыгивать, создав свой «компот» из джаза, рока, психоделики, классической и арабской музыки. Однако микс Востока и Запада, а, главным образом, прыжки и приседания (музыкант называет этот интерактив совместной «молитвой») не всем пришёлся по душе. И зрители постарше отправились в буфет пить пиво. В общей сложности оба этих концерта длились около четырёх часов. И зрители партера провели их на ногах – в Стравински сидячие места есть только для богатых, но на галёрке: билет там стоит больше 20 тысяч рублей в перерасчёте со швейцарского франка.

Кстати, восемь из 12 сцен фестиваля – практически две трети — бесплатны. Концерты проходят в клубах, парках, замках, на борту прогулочных катеров, в «джазовых поездах», курсирующих между Монтрё и ближайшими горными курортами.

Отдельное зрелище – фестивальная публика. Такие персонажи встречаются, что век помнить будешь. Впрочем, смотрите сами.

Наталия Веркашанцева, фото автора

 



Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
avatar
  Subscribe  
Notify of