Чудаки на двух колесах. Или о том, как доехать из Пекина в Лондон на велосипеде



Этим людям всегда чего-то не хватает. Они вечно что-то выдумывают, их то и дело тянет в дорогу, в неизвестное. И обязательно, чтобы с испытаниями. Согласитесь, жизнь без них выглядела бы пресной. Даже на изобильном фоне интернет-пространства. Сегодня – о велосипедистах.

В захолустье

Когда Павел Попов при первой нашей встрече показал маршрутный лист своего путешествия от небольшого городка Белорецк, что в Башкирии, до Оренбурга, то привёл меня в некоторое замешательство. Не расстоянием, нет. А теми неприметными стёжками — дорожками по едва проходимым лесам и урочищам, по которым он многие сотни километров пробирался… на велосипеде. В одиночку.

Павел Попов

На вопрос о столь странном выборе Павел, без всякого пафоса, ответил:

— В том и соль, чтобы прочувствовать всем своим нутром настоящую глубинку, захолустье.

— Ну и как?

— Экстремально.

За этим коротко брошенным заключением оказалась масса самых удивительных историй. О том, например, что даже мелкие региональные карты часто показывали вместо дорог абсолютно заросшие свежим лесом просёлки, когда приходилось многие вёрсты тащить велосипед вместе с поклажей на себе. Частенько вместо сёл и деревень оказывались одинокие домишки. В иных жили люди. Добрые по своей  натуре, они приглашали Павла на постой, устраивали баню и скромное застолье. А потом он вместе с детворой купался в прохладных речках, вприкуску с настоянным на траве чаем грыз засохшие пряники и был вполне счастлив. Как и обитатели этого российского захолустья.

Иногда остатки прежних селений едва прослеживались в заросших развалинах бывших строений. Попадались и свежие срубы, устроенные людьми состоятельными для увеселительных поездок на природу.

С приходом зимы Павел, в который уже раз, опять садился за карты, пытаясь представить новый маршрут на следующее лето. И чтобы он непременно проходил подальше от больших дорог. В Сорочинск он заезжал в гости к родне. Здесь мы и встречались.

 «Дальнобойщики»

На  федеральных трассах тоже чудес немало. Однажды на продуваемой всеми ветрами федералке у Сырта я встретился с канадской парой. Дэмин Уэйк и Джилиан Уолкер совершали велопробег из Пекина до Лондона. Стартовали из Поднебесной в середине лета, в день встречи календарь показывал конец октября.  У Дэмина на руле был закреплён запечатанный в целлофан свиток. Маршрутный лист. Со всеми подробностями и возможными неожиданностями. Когда он его развернул, то передо мной предстал замысловатый маршрут. Готовились они к нему два года. В день нашей встречи им предстояло пройти от Оренбурга до Новосергиевки. Это чуть больше сотни километров. А теперь сделайте сноску на конец октября и ветреную слякотную погоду. Всего же этот дуэт успел пройти 8796 километров. Что тут сказать – «дальнобойщики», да и только!

Джилиан Уолкер и Дэмин Уэйк

Накоротке, с помощью заранее заготовленного канадцами  словарика, мы поговорили об особенностях их путешествия. Оказалось, что больше всего в пути донимали проколы велосипедных шин. К непогоде и прочим превратностям дороги они как-то приспособились. Узнав про Пекин и Лондон, местные жители тут же приглашали экстремалов к наспех устроенному застолью и предлагали к традиционным ста граммам подвезти к ближайшему селению. Чтобы, бедные, не маялись, как выразилась одна сердобольная старушка. Как от первого, так и от второго велосипедисты вежливо отказывались.

С канадским дуэтом мы обменялись визитками, однако связаться в дальнейшем с ним не удалось. В дорогое всякое случается. В том числе, и дорожные происшествия. В этом  убеждаемся из следующего  сюжет.

Принципиальные

С Максимом Соловьёвым и Анатолием Будюком автор этих строк встретился на волгоградской трассе под Камышином. Шёл тридцатый день их путешествия. Ребята были из Норильска, шли от Красноярска до Сочи. Это более пяти тысяч километров. К путешествию готовились целый год. Много времени проводили на велотренажёрах. Велосипеды перебрали по винтику, кое-что сконструировали сами. Те ещё ни разу не подводили, только на одном ломался багажник.

В дальних походах ох как важно правильно питаться! Сибиряки перед выходом на маршрут тщательно консультировались со специалистами – диетологами. Вот кое-что из практики. С утра отдавалось предпочтение углеводной диете – пряники, печенье, горячий сладкий чай. В обед в дорожное меню велосипедисты включали молоко с булочками и повидлом, сардельки из мяса птицы…. При случае в придорожных магазинчиках ребята покупали куриные ножки, которые в сочетании с макаронами и кашей можно было быстро приготовить на портативной газовой горелке. На ужин обычно шла гречка с тушёнкой, макароны либо каша «Геркулес». Всегда под рукой находились слегка подслащенная вода и чай.

В день ребята преодолевали, в зависимости от дороги и погоды, от ста до двухсот километров. Гостиницами не пользовались принципиально. Лишь изредка останавливаться на день-другой в больших городах, где их ждали единомышленники. 

На одном из участков при пересечении казахстанского участка  велосипедисты решили сократить маршрут и сбились с дороги. Этот сбой обошёлся в крюк длиной триста километров. В другом месте Максима сбила  машина. К счастью, кости оказались целы, но десяток дней пришлось провести на больничной койке. Группа поддержки тут же выслала деньги на лечение и ремонт велосипеда. Звучали предложения приостановить движение, но ребята продолжили путь.

В день нашей встречи велосипедисты выглядели бодрыми и полными оптимизма.

На склоне лет

Уважаю велосипедистов-дальнобойщиков. Но мне также по душе и наши местные самородки, особенно пенсионного возраста. Не раз и не два встречал их у воды с удочкой в руках или за чашкой чая у походного костра. Как-то, добравшись до одного заповедного местечка на Самаре, мы едва успели закинуть удочки, как стал накрапывать дождь, грозивший вот-вот перейти в ливень. Разбитая лесная дорога в этой низине грозила в одночасье превратиться в сплошное болото. Собравшееся в этом укромном уголке немногочисленное рыболовное братство засуетилось, и только один оставался невозмутимым. Это был Иван Конопля. На мой  вопрос об олимпийском спокойствии Иван Онуфриевич показал на стоящий в кустах велосипед.

Иван Конопля

— Но ведь отсюда до Сорочинска…, – начал я.

— По прямой два десятка километров, – уточнил наш новый знакомый.

— Сейчас же всё зальёт, надо скорее уходить!

— Не впервой, – невозмутимо ответил Иван Онуфриевич.

Оказалось, что ему уже под восемьдесят, и у него был хороший транспорт. Но он променял его на велосипед и, судя по всему, ничуть об этом не жалеет. Много раз наш ветеран попадал в непогоду, что называется, тащил велосипед на себе. Но никогда при этом он не терял присутствие духа, а когда возвращался домой, то через некоторое время его опять тянуло в дорогу. Не ради там какого-то обильного улова, а ради тех самых ощущений, которых так не хватает человеку. Особенно на склоне лет.

К нам едет прокурор!

Большие начальники обычно предпочитают транспорт соответствующий рангу. Но есть исключения. В одно раннее утро недалеко от Сорочинска  на федеральной трассе мне повстречался дуэт велосипедистов. В нём сразу без труда угадывались путешественники. Оказалось, что это прокурор Мордовии Матвей Казаков со своим помощником Анатолием Васиным «крутит» из Саранска в Оренбург. Разговор заладился быстро. Прокурор давненько мечтал совершить что-нибудь, пусть и не героическое, но запоминающее. К тому же, кабинетная работа тоже приедается. Ну а сам процесс планирования и подготовки к такому путешествию будоражит душу не меньше, чем само путешествие. Маршрут хоть и не великий, но и здесь выпали кой-какие испытания.

Матвей Казаков

Когда материал для областной газеты был подготовлен, возникла обычная в таких случаях проблемка с заголовком.

— Не ломай голову и не усложняйся, – сказал редактор. – «К нам едет прокурор. На велосипеде» – пусть звучит так.

Газету с «прокурором на велосипеде» я отослал Матвею Казакову.

— Читали всей прокуратурой, – написал он вслед. – Смеялись от души. Спасибо за встречу.

На вкус и цвет

Читатели часто просят рассказать о марках велосипедов, на которых путешествуют герои нашего повествования. Мы тоже всякий раз ради любопытства интересовались той же темой. Здесь, как говорится, на вкус и цвет… И всё же, отбросив всякие мысли о рекламных пристрастиях, чуть-чуть приоткроем эту тему.  

Канадский дуэт катил на отечественных велосипедах фирмы Marioni. Естественно, технику готовили словно на авторалли «Париж-Дакар». Только вот шины, как отмечалось выше, никак не хотели выдерживать особенностей российских дорог.

Павел Попов в своём экстремальном увлечении российской глубинкой рассказывал, что отдаёт предпочтение американской марке Skott.

Матвей Казаков и Анатолий Васин утверждали, что «Китай тоже неплох». Только надо уметь выбирать. Кстати, прокурорский дуэт на всякий случай прихватил в путь-дорогу запчасти. В количестве достаточном, как заверил он.

Рассвет на маршруте

Норильские экстремалы отдавали предпочтение своим российским велосипедам, однако они их тщательно перебирали и даже вносили некоторые конструктивные изменения.

В это повествование не вместились описания путешествия  дуэта немецких велосипедистов от Берлина до Пекина. Они шли на своих отечественных велосипедах. Но под Челябинском хвалёная немецкая техника начала, что называется, сыпаться. Видимо, сказывается то обстоятельство, что немцы больше увлекаются авто, а не велосипедами.    

На газетные полосы так и просится рассказ об Александре Лигостаеве из Саракташа. Простой работяга, в летнее время он выбирается на российские просторы и в одиночку путешествует на двух колёсах по всей стране. В дороге столько всего случалось, что наберётся на остросюжетный фильм.

А вот рассказ о путешествующем по всему свету Борисе Каменском из Бузулука потянет на добротно скроенный сериал. Кстати, он крутил педали даже в Африке, не говоря уже об Азорских островах в Португалии и других, не менее впечатлительных местах нашей планеты.

Ну а мы, в свою очередь, советуем нашим читателям не сидеть сложа руки, а тоже готовиться к какому-нибудь дорожному проекту. Пусть даже самому скромному. Готовиться потихоньку-полегоньку, а там, смотришь, и станет это увлечение страстным и неразлучным. На всю оставшуюся жизнь.

 

Виктор Шумеев

Фото автора

 



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Subscribe  
Notify of