Степной цейхгауз Оренбурга: история создания и наши дни



Бывший воинский арсенал («Степной цейхгауз»). 1855 год. Главное здание. Памятник регионального значения.

Псевдоготика с облицовкой поливным кирпичом. Автор-архитектор не установлен.

Ныне – воинское здание, режимный объект.     

Адрес: г. Оренбург, Парковый проспект, 10 / улица Рыбаковская, 1.

Среди сотен тысяч раковин на дне океана иногда попадается жемчужина. Среди сотен  домов Старого Оренбурга иногда встречается уникальный памятник архитектуры. Одним из таких шедевров является так называемый «Степной цейхгауз» или воинский арсенал, расположенный на углу Паркового проспекта и улицы Рыбаковской. Это старинное здание сразу обращает на себя внимание яркими и необычными фасадами, похожими на расшитые полотенца или ковровые дорожки в стиле народного декоративно-прикладного искусства.

История памятника

Этот памятник архитектуры связан с именем самого известного оренбургского генерал-губернатора – Василия Алексеевича Перовского. Как известно, граф Перовский дважды был главным начальником Оренбургского края: в 1833-1842 и в 1851-1857 годах. Во время первого правления Перовского возведён прекрасный архитектурный ансамбль Караван-Сарай, специально построенный для размещения органов управления Башкиро-мещеряцким войском. Во время второго правления Перовского сооружён так называемый «Степной цейхгауз» или воинский арсенал, предназначенный для боевого обеспечения Башкиро-мещеряцкого войска.

«Степной цейхгауз» состоит из главного здания, внутреннего двора и служебных одноэтажных корпусов, размещённых по периметру довольно большого земельного участка. Почему арсенал называется «Степной»? Да потому, что этот комплекс был построен в некотором отдалении от города, «в степи». Это в наше время здесь находится центр города, а в середине XIX века Караван-Сарай и «Степной цейхгауз» располагались «за городом». Вокруг простиралась необъятная оренбургская степь.

План города Оренбурга 1888 года

Башкиро-мещеряцкое войско было предметом особой заботы Василия Перовского. Будучи крупным военным и государственным деятелем, Перовский большое внимание уделял неспокойной в то время Башкирии, входившей в состав Оренбургского края. Он считал, что воинственные башкирские конники по своим боевым качествам ничем не уступают оренбургским или уральским казакам. Историограф Оренбурга Иван Васильевич Чернов писал: «Следуя раз намеченному взгляду на башкир, граф Перовский в каждом представлявшемся случае желал доказать на деле справедливость своего мнения в особенной способности и боевых качествах башкир».

Действительность впоследствии показала ошибочность мнения Василия Перовского в отношении боеспособности Башкиро-мещеряцкого войска. Уже после смерти Перовского, последовавшей в 1857 году, в результате подготовленных правительством мероприятий Башкиро-мещеряцкое войско было упразднено в 1863 году «за ненадобностью» и Караван-Сарай на некоторое время остался бесхозным. Но «свято место пусто не бывает». Когда в 1865 году была вновь образована Оренбургская губерния, в Караван-Сарае разместились органы губернского правления, губернские присутственные места, а также резиденция и квартира оренбургского губернатора. В дореволюционное время Караван-Сарай называли «дворцом оренбургского губернатора в восточном вкусе».\

 

Нашлось новое применение и «Степному цейхгаузу». В 1872 году воинский арсенал перешёл в распоряжение только что построенного Неплюевского кадетского корпуса и стал называться «Кадетским цейхгаузом» (см. План города Оренбурга 1888 года). Так продолжалось до 1917 года.

В годы советской власти арсенал использовался по своему первоначальному назначению. В настоящее время это замечательное здание, расположенное на углу Паркового проспекта и улицы Рыбаковской, является закрытым режимным объектом и находится в распоряжении  Министерства Обороны.

Особенности архитектуры

«Степной цейхгауз» представляет собой большое и протяжённое одноэтажное здание, покрытое двускатной крышей с двумя вальмами по торцам. Архитектура главного здания арсенала проста, сурова и солидна, что вполне соответствует его воинскому назначению. 

Всё здание покоится на массивном цоколе из природного камня. К великому сожалению, в настоящее время блоки из прекрасного белого известняка варварски вымазаны краской радикально чёрного цвета. Совсем как знаменитые усы у Ипполита Матвеевича Воробьянинова из романа «Двенадцать стульев». Но в нашем случае чёрный цвет цоколя абсолютно негармоничен. Нужно исправить. Тогда светлый тон цоколя будет прекрасно сочетаться с белыми архитектурными деталями фасадов здания арсенала.  

Композиция главного фасада по Парковому проспекту строго симметрична. Центральная часть здания выделена слегка выступающим ризалитом, а также облицовкой белого цвета. На двух боковых крыльях фоном является облицовка из кирпича цвета светлой охры. Выше карниза центральный ризалит завершается массивным ступенчатым аттиком. В центре аттика помещена надпись – «1855», указывающая год постройки здания арсенала. Углы здания закреплены слегка выступающими полосатыми лопатками, создающими впечатление крупных каменных рустов. Стены фасадов завершаются профилированными карнизными плитами из белого природного камня. К сожалению, кровля здания выполнена из дешёвой, но некачественной и неэстетичной волнистой асбофанеры (шифера). Для сохранения памятника архитектуры нужно выполнить качественную металлическую кровлю и оборудовать систему организованного водоотвода с водосточными трубами.  

На главном фасаде по Парковому проспекту размещены девять спаренных «двойных» окон. Эти прямоугольные окна имеют явно выраженные вертикальные пропорции и напоминают бойницы. Между двойными переплётами окон видны замечательные кованые решётки, по рисунку напоминающие колючие стебли столетника. По трём сторонам окна обрамлены белыми кирпичными наличниками, боковые поверхности которых имеют интересную ступенчатую форму. Внизу окон помещены нарочито массивные сливы, выполненные из тычковых рядов белого глазурованного кирпича, поставленного на ребро. В центральном ризалите архитектура здания дополнена небольшими архитектурными деталями в виде нарочито массивных полочек, размещённых над тремя двойными окнами.  

На двух боковых фасадах помещено по три «ложных» окна, проёмы которых заложены кирпичом. Такой архитектурный приём часто употребляется для оживления глухих фасадов.

«Степной цейхгауз» является одним из самых замечательных и необычных памятников архитектуры нашего города. Ничего похожего в Оренбурге нет. Причём, уникальным его делает не столько архитектура, сколько изумительные по красоте орнаменты, выполненные из цветных глазурованных кирпичей, эффектно поблёскивающих на солнце.  Автор-архитектор использовал глазурованные кирпичи всего четырёх цветов (белый, охра светлая, охра тёмная, изумрудно-зелёный), но какие красивые фасады получились! Старинные глазурованные (или поливные) кирпичи заметно отличаются по цвету и тону, благодаря чему создаются тонкие и приятные нюансы облицовки…

Орнаменты удивительно гармонично вписаны в архитектуру здания. Девять «двойных» окон главного фасада обрамлены красивыми и сложными орнаментами из цветных глазурованных кирпичей. Эти вертикальные декоративные акценты ритмично размещёны по главному фасаду. Причём рисунок трёх цветовых акцентов центрального ризалита, помещённых на белом фоне, заметно отличается от шести «декоративных рам» в боковых крыльях, расположенных на светло-охристом фоне. В центральном ризалите над тремя двойными окнами  помещены архитектурные детали в виде нарочито массивных полочек.  

Орнаменты фасадов «Степного цейхгауза» непривычны, таинственны и загадочны. В простенках между окнами помещены таинственные вытянутые ромбовидные фигуры; обрамления «двойных» окон завершаются очень странными островерхими зубчатыми завершениями. Доктор архитектуры из Уфы, Барый Гибатович Калимуллин, считает, что фасад «Степного цейхгауза» воссоздаёт «распространённый башкирский геометрический орнамент» (Б. Калимуллин, «Караван-Сарай в Оренбурге». Стройиздат, М. 1966 г. С. 11).

Дополняя и развивая эту мысль, необходимо отметить явно антропоморфные черты этой удивительной художественной композиции. «Двойные» окна подобны двум глазам, внизу помещён ромбовидный рот, над окнами-глазами вьются завитки волос. Кажется, что девять сильно стилизованных башкирских батыров смотрят с главного фасада «Степного цейхгауза». В простенках между окнами боковых крыльев помещены четыре вытянутые ромбовидные фигуры явно женского происхождения. Так неизвестный художник, стремясь украсить фасады здания арсенала, выразил в художественной форме своё понимание искусства и архитектуры. Получилось очень достойно.

Благодаря этим цветным орнаментам суровая и брутальная архитектура здания воинского арсенала вдруг чудесным образом оживает, расцветает и радует глаз, превращается в стенную роспись, в своеобразное и неповторимое художественное произведение монументально-декоративного искусства.

К великому сожалению, в настоящее время прекрасный памятник архитектуры «Степной цейхгауз» постепенно ветшает и разрушается. Использование объекта культурного наследия середины XIX века в качестве заброшенного воинского склада приводит к обветшанию и разрушению здания. Памятник архитектуры «Степной цейхгауз» нуждается в проведении грамотных реставрационных работ.

 

С. Смирнов, архитектор

Фото из архива автора



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о