Архитектурный шедевр: духовная семинария в Оренбурге



Духовная семинария, 1884 год. Русско-византийский стиль.

Архитектор Ф.Д. Маркелов (принимал участие).

Адрес: г. Оренбург, улица Челюскинцев, 17.

История памятника

Объект культурного наследия регионального значения  «Духовная семинария», расположен по адресу: г. Оренбург, улица Челюскинцев, в доме № 17. Памятник расположен в восточной части исторического центра. Когда-то здесь была огромная Форштадтская (или Войсковая) площадь, оставшаяся от бывшей эспланады города-крепости Оренбург. У здания очень богатая, насыщенная событиями история.

Главный корпус Оренбургской Духовной семинарии построен в 1884 году. Представляет собой огромное четырёхэтажное здание, расположенное с отступом от линии застройки улицы Челюскинцем. К югу от главного корпуса располагались здание трапезной, хозяйственный корпус и большой сад (почти 2 гектара). Предположительно, проект главного корпуса Духовной семинарии разрабатывался в Москве или Петербурге. В строительстве Духовной семинарии принимал участие оренбургский епархиальный архитектор Фёдор Дмитриевич Маркелов (1850 – умер после 1893 года).

После революции 1917 года Оренбургская Духовная семинария была закрыта. Богоборческая советская власть разогнала всех священников и семинаристов. В годы героической обороны Оренбурга, в 1919 году, в здании бывшей Духовной семинарии, размещались воинские подразделения Красной армии, принимавшие участие в обороне города от войск Колчака и Дутова.

После Гражданской войны прекрасное здание бывшей Духовной семинарии некоторое время пустовало. Наконец, в октябре 1927 года, в нём разместилась Высшая военная авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания, переведённая в Оренбург из подмосковного города Серпухова. 1 октября 1928 года сюда же, в Оренбург, из Ленинграда приказом Реввоенсовета перебазирована Высшая школа лётчиков-наблюдателей. Таким образом, сформировалась объединённая оренбургская высшая лётная школа, получившая название «Третья военная школа лётчиков имени Климента Ефремовича Ворошилова». В школе готовили лётчиков-истребителей, штурманов, стрелков-бомбардиров, техников по вооружению, авиационных механиков и мотористов.

Из исторических источников известно, что 18 марта 1929 года, во время своего визита в Оренбург, народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский выступил перед преподавателями и курсантами Высшей военной авиационной школы (ныне: здание  Духовной семинарии, улица Челюскинцев, 17).

В последующие годы созданная в нашем городе военная школа лётчиков только укрупнялась, развивалась и расширялась. В распоряжение будущих лётчиков и штурманов было предоставлено два огромных комплекса: по улице Советской, 1 и по улице Челюскинцев, 17 (современные почтовые адреса). Будущий первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин в 1955-1957 годах учился в Оренбургском (тогда Чкаловском) высшем военном авиационном училище лётчиков. На фасаде здания по улице Советской, 1 помещена мемориальная доска об этом событии. Перед главным фасадом здания по улице Челюкинцев, 17, установлен па пьедестале реактивный самолёт МиГ-15, на котором в годы учёбы летал Гагарин.   

В 1960 году наша «лётка» получила название  «Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков» (ОВВАУЛ). Много лет наше лётное училище по праву считалось  одним из лучших в стране.

К великому сожалению, в конце 1993 года, вследствие общего развала армии, авиации и флота, военные лётчики стали не нужны новой России, и прославленное  Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков было ликвидировано за ненадобностью. В памятнике архитектуры по улице Челюскинцев, 17 разместился Оренбургский муниципальный кадетский корпус. В 2007 году третий этаж объекта культурного наследия передали Оренбургской епархии для размещения Духовной семинарии. Таким образом, всё вернулось  «на круги своя».

Архитектура памятника

С первого взгляда на памятник архитектуры «Духовная семинария» по улице Челюскинцев, 17 становится ясно, что перед нами – выдающееся произведение зодчества. От этого дома словно исходит особая, священная аура.

«Духовная семинария» представляет собой огромное, каменное, оштукатуренное трёхэтажное здание. Главный фасад обращён на север, в сторону улицы Челюскинцев. Композиция главного фасада симметрична, выполнена очень умелой рукой. Архитектура отличается солидностью, монументальностью, торжественностью и нарядностью декоративного убранства.  Не менее хороши по архитектуре боковые и дворовые фасады. Здание Духовной семинарии построено в русско-византийском стиле, характерном для церковного зодчества 2-й половины ХIХ века.

Архитектура здания сложна и интересна. Своими разнообразными ритмическими построениями, повторами, акцентами и интервалами здание, действительно, напоминает «застывшую музыку». По краям главного фасада активно выступают два боковых ризалита, увенчанные аттиками. Между боковыми ризалитами размещается центральный ризалит, являющийся композиционным акцентом всего здания. В центральном ризалите помещена полуциркульная арка, внутри которой находится на третьем этаже «тройное окно» –  характерный мотив церковного зодчества, символизирующий «Святую Троицу». За этим «тройным окном», действительно, находится домовая церковь. Выше располагается своеобразный «церковный» щипец, завершающийся золотой главкой домовой церкви. Стены здания по всему периметру заканчиваются массивным антаблементом, украшенным «византийским» аркатурным поясом из небольших полуциркульных арок.

Большие окна второго этажа с лучковыми оконными проёмами обрамлены наверху лучковыми арками, соединёнными горизонтальными поясами. Окна третьего этажа с полуциркульными арочными проёмами завершаются массивными «византийскими» арками, также соединёнными горизонтальными поясами.

Обращают внимание благородные, гармоничные пропорции членений фасадов. Все архитектурные фрагменты и детали выполнены изящно, красиво, с большим мастерством.

Сохранились интерьеры здания. Несмотря на многочисленные перестройки и перепланировки, интерьеры впечатляют своими высокими сводами и арками.

Хочется надеяться, что выдающийся памятник архитектуры «Духовная семинария» когда-нибудь снова станет единым религиозно-культурным центром, для чего он, собственно, и был построен. Это и будет одним из достижений реальной модернизации исторического центра Оренбурга.      

 

Станислав Смирнов, архитектор

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Луначарский в Оренбуржье: как объект культурного наследия оказался фейком?

Дом офицеров в Оренбурге: столетняя история

 

           



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о