Монтрё… Это сладкое слово я впервые услышала в далёкой юности, будучи поклонницей группы Deep Purple. Один из её хитов Smoke On The Water («Дым над водой») напрямую связан с Монтрё. А точнее – с пожаром в казино на концерте Фрэнка Заппы во время джазового фестиваля. В этом казино группа записывала новый альбом. После пожара пришлось долго искать новое помещение. Текст песни описывает не столько пожар, сколько последовавшие за ним мучения с записью диска.
А когда в Оренбурге получил прописку международный джазовый фестиваль «Евразия», Монтрё буквально не сходил с языка. Многие джазмены, приезжавшие в Оренбург, имели в своем послужном списке выступления в этом славном местечке на берегах Женевского озера.

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И вот я в Монтрё – на 51 джазовом фестивале. Кстати, входя в десятку старейших и влиятельнейших музыкальных фестивалей мира, он не имеет никаких громких наименований – международный или всемирный. Называется без затей – Montreux Jazz Festival. У него есть только один титул – «роллс-ройс среди фестивалей». И с этим никто не поспорит. Ведь за полвека здесь выступали такие звезды, что дух захватывает – Элла Фитцджеральд, Би Би Кинг, Чак Берри, Эрик Клэптон, Дизи Гиллеспи, Чик Кориа, Рэй Чарльз, Ринго Старр, Карлос Сантана, Ленни Кравиц, группы Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple.
В этом году среди музыкантов первой величины – поющий тромбонист и трубач Тромбон Шорти, известный по обе стороны океана этно-джазовый перкуссионист Трилок Гурту, композитор, «посол джаза в ЮНЕСКО» пианист Хёрби Хэнкок, легендарный Том Джонс и неотразимый Брайан Ферри. Собственно, каждый день не то что по звезде, а по созвездию. В день, на который мне выпало счастье оказаться на фестивале, в концертном холле Стравинский выступали сразу два музыканта с мировым именем – поющий гитарист-виртуоз Джордж Бенсон и трубач-кудесник Ибрагим Маалуф.
Джордж Бенсон – обладатель десяти «Грэмми», прокачал зал своим неподражаемым чувством грува и обольстил вкрадчивым голосом. Зал смотрел на него влюбленными глазами и пел его хиты, в частности, «Подари мне ночь» вместе с ним от первого до последнего слова. Это было не так уж трудно: ведь то, что он делает – не джаз в чистом виде. Это симбиоз — джаз, поп, соул. А когда Бенсон брал в руки гитару, это было отдельное шоу.
А потом публике дали с полчаса отдышаться, и на сцену вышел ливанский музыкант Ибрагим Маалуф. И это была совсем другая история. Прирожденный шоумен, виртуозный игрок на трубе он заставил зал танцевать, подпевать, подпрыгивать, создав свой «компот» из джаза, рока, психоделики, классической и арабской музыки. Однако микс Востока и Запада, а, главным образом, прыжки и приседания (музыкант называет этот интерактив совместной «молитвой») не всем пришелся по душе. И зрители постарше отправились в буфет пить пиво. В общей сложности оба этих концерта длились около четырех часов. И зрители партера провели их на ногах – в Стравински сидячие места есть только для богатых, но на галерке: билет там стоит больше 20 тысяч рублей в перерасчете со швейцарского франка.
Кстати, восемь из 12 сцен фестиваля – практически две трети – бесплатны. Концерты проходят в клубах, парках, замках, на борту прогулочных катеров, в «джазовых поездах», курсирующих между Монтрё и ближайшими горными курортами.
Отдельное зрелище – фестивальная публика. Такие персонажи встречаются, что век помнить будешь. Впрочем, смотрите сами.
Отправить ответ